Доклад о правоприменительной практике
25 октября 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Заседание Правительства по конкуренции 31.07.2018г

О мерах по реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации

В конце прошлого года Президент Российской Федерации утвердил Национальный план по развитию конкуренции (Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»). Данный указ является стратегическим документом и впервые ставит задачи содействия развитию конкуренции приоритетным направлением государственной политики.

Согласно п. 1 Указа в целях укрепления национальной экономики, дальнейшего развития конкуренции и недопущения монополистической деятельности постановляю:

1. Считать активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

Эта очень важный и ответственный период в который мы вступаем. Реализация Национального плана развития конкуренции является нашей общей задачей и именно регионам отводится ключевая роль в работе по развитию конкуренции. В реализации должны участвовать все уровни власти: федеральные, региональные и местные. В этих процессах должны активно участвовать и предпринимательское сообщество.

Национальным планом на 2018–2020 годы обозначены конкретные отрасли и ожидаемые показатели развития конкуренции в них.

Национальный план развития конкуренции

Цели государственной политики:

  • Повышение удовлетворенности потребителей,
  • Повышение экономической эффективности и конкурентоспособности,
  • Стабильный рост и развитие многоукладной экономики

Ключевые показатели

до 2020 года:

  • снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти не менее чем в 2 раза;
  • увеличение доли госзакупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом;
  • обеспечение во всех отраслях экономики, за исключением сфер естественных монополий, присутствия не менее 3 хозсубъектов, не менее чем 1 из которых относится к частному бизнесу.

Снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти не менее чем в 2 раза.

К сожалению, количество нарушение органами власти антимонопольного законодательства остается на достаточно высоком уровне. Указом Президента РФ от 21 декабря 2017 г. N 618  определено в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции в том числе "стимулирование хозяйствующих субъектов, в том числе занимающих доминирующее положение на товарных рынках, внедряющих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства"

При этом Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденным тем же Указом Президента РФ, Правительству Российской Федерации до 1 марта 2019 г. поручено "принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти"

Одной из таких мер, например, можно считать утверждение распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 795-р Методических рекомендаций по внедрению внутреннего контроля соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о государственном оборонном заказе и законодательства, регулирующего закупочную деятельность

Внедрение антимонопольного комплаенса имеет одну цель - предотвращение нарушений антимонопольного законодательства, а следовательно, снижение рисков быть привлеченным к ответственности за такое нарушение.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.03.2018 N 213 утверждены критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации.

 Одним из плюсов введения антимонопольного комплаенса в деятельности хозяйствующего субъекта является снижение степени риска. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, отнесенную к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся

 

Приоритетные отрасли для развития конкуренции

  • Здравоохранение
  • Агропромышленный комплекс
  • Финансовые рынки
  • Дорожное строительство
  • Рынок социальных услуг
  • Информационные технологии
  • Телекоммуникации
  • ЖКХ
  • Промышленность
  • Нефть и нефтепродукты
  • Газоснабжение
  • Транспортные услуги

Здравоохранение:

  • обеспечение взаимозаменяемости лекарственных препаратов и медицинских изделий
  • снижение цен на лекарственные препараты и медицинские изделия, повышение их доступности для граждан

Рынок социальных услуг:

  • обеспечение возможности участия в оказании социальных услуг негосударственным организациям на недискриминационной основе

Агропромышленный комплекс:

  • снижение зависимости внутреннего рынка от иностранного селекционного и генетического материалов и связанных с ними агротехнологических решений

Дорожное строительство:

  • декартелизация сферы дорожного строительства, в том числе при осуществлении государственных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства

Телекоммуникация:

  • технологическая нейтральность
  • ликвидация роуминга

Информационные технологии:

  • повышение доли российских программных продуктов в сфере информационных технологий

Жилищно-коммунальное хозяйство, в том числе теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение:

  • сокращение доли полезного отпуска ресурсов, реализуемых ГУПами и МУПами

Газоснабжение, нефть и нефтепродукты:

  • переход к рыночному ценообразованию путем формирования биржевых и внебиржевых индикаторов цен на природный газ

Газоснабжение, нефть и нефтепродукты:

  • переход к рыночному ценообразованию путем формирования биржевых и внебиржевых индикаторов цен на природный газ

Промышленность:

  • создание условий для производства российских товаров, способных эффективно конкурировать с зарубежными аналогами на внутреннем и внешнем рынках

Основные поручения Правительству РФ:

  • утвердить планы мероприятий по развитию конкуренции на 2018 - 2020 годы в отраслях экономики Российской Федерации с определением в них перечней ключевых показателей
  • утвердить план мероприятий по переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка
  • Органам власти субъектов РФ:
  • Активизировать работу по развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации, в том числе на основе Стандарта развития конкуренции

Общественной палате Российской Федерации:

  • Предложить создание совещательных органов по развитию конкуренции на базе общественно-консультативных советов ФАС России во всех субъектах РФ

 

Наверх