Доклад о правоприменительной практике
25 июля 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады
  • II квартал 2018 года реализация государственной политики в области контроля за соблюдением законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок Калмыцким УФАС России проводилась по следующим направлениям:
  • 2.1 Осуществление плановых и внеплановых проверок
  • соответствии с положениями статьи 99 Закона №44-ФЗ за II квартал 2018г. Калмыцким управлением Федеральной антимонопольной службы России проведено 6 контрольных мероприятия, из них:

- Проведено 2 плановых проверок (проверено 13 закупок). Из них в 2 закупках выявлены нарушения.

- 4 внеплановых проверки (проверено порядка 3 закупки), из них выявлено с нарушением 1 закупка, выдано 1 предписание об устранении допущенных нарушений, которое полностью исполнено в установленные сроки.

Из представленных сведений следует, что количество осуществленных Калмыцким УФАС России проверок в 2018 году значительно снизилось, по отношению с предыдущими годами.

2.2 Обжалование закупок в Калмыцкое УФАС России

В целях защиты прав и законных интересов участников государственных и муниципальных заказов, а также повышения эффективности размещения государственных и муниципальных заказов органами ФАС России осуществляется работа по рассмотрению жалоб участников закупок в соответствии с главой 6 Закона о контрактной системе.

Так, за отчетный период в адрес Калмыцкого УФАС поступило 49 жалоб от участников размещения заказа. Из них признано обоснованными – 15, необоснованными – 19, 14 – отозвано либо возвращено, 1 – перенаправлено по подведомственности.

По итогам рассмотренных жалоб выдано за II квартал 2018 года всего – 9 предписаний, из них исполненных- 9.

Наибольшее количество жалоб поступило в отношении муниципальных и республиканских заказчиков.

Так, заказчики при подготовке аукционной, конкурсной документации не могут сформировать весь перечень необходимых для выполнения работ или перечень качественных, технических характеристик товаров, работ, услуг, а зачастую они вообще отсутствуют, что не только нарушает Закон о контрактной системе, но и дает возможность для поля деятельности недобросовестных поставщиков стремящихся получить выгоду для себя в ущерб интересов заказчика. У них возникает множество проблем и при формировании предмета закупки, что ведет к объединению в одной закупке различных товаров, работ и услуг (например, лекарственных средств и медицинского оборудования, выполнение работ и поставка товаров).

Также, действия, связанные с необоснованными отклонениями участников закупок занимают треть всех оцениваемых действий заказчиков, а избыточные требования к участникам закупок и  поставляемым товарам, работам, услугам, которые зачастую выражаются в необъективном (неправильном) описании объектов закупок и «запутанностью» инструкций по заполнению заявок, что занимает почти 50 % от всех нарушений.

   Нередки случаи, когда требования Закона о контрактной системе в части допуска (не допуска) участника закупки вообще не выполняются, а часто совершается одними и теме же лицами неоднократно, что также подтверждает тот факт, что в органах практически не уделяют внимание повышению квалификации служащих, а также текучестью кадров. Ввиду этого, многие заказчики прибегают к помощи специализированных организаций которые, как показывает практика, бывают не достаточно квалифицированы, в связи с чем, продолжается нарушение требований Закона о контрактной системе.       

          Следует также отметить, что не уменьшается число необоснованных отказов в допуске участнику и необоснованных допусков победителей, т.к. порой заказчики, так формируют техническое задание, что сами в итоги не понимают какие требования к товару, работам, услугам они установили и на основании чего. Нередки случаи, когда инструкция по заполнению первой части заявки сформирована так, что не только участник закупки не могут разобраться что там написано, но и сам заказчик путается в ней, при рассмотрении заявок.

2.3 Рассмотрение обращений о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), а также уведомлений об осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

 

В отчетном периоде Калмыцким УФАС России рассмотрено 11 обращений о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в отношении закупок, проводимых в соответствии с Законом о контрактной системе. В 11 (100 %) случаях Калмыцкое УФАС России согласовала возможность заключения контракта.

          Также рассмотрено 12 уведомлений об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

2.4 Одной из основной функций Калмыцкого УФАС России является ведение реестра недобросовестных поставщиков.

Так, за отчетный период в Калмыцкое УФАС России поступило 2 обращения со стороны заказчиков о включении сведений о поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в реестр недобросовестных поставщиков.

По состоянию на 01.07.2018г. по итогам рассмотренных Калмыцким УФАС России обращений, в реестр недобросовестных поставщиков ФАС России было включено 7 хозяйствующих субъектов.

3. Административная практика

За отчетный период Калмыцким УФАС возбуждено 29 дел об административных правонарушениях. По итогам рассмотрения вынесено 23 постановления о наложении штрафа,  было прекращено 6, в том числе в связи с малозначительностью совершенного правонарушения 4 дела.

Вынесено 23 постановления о привлечении виновных лиц к административной ответственности в виде штрафа в общей сумме 244 890 рублей.

При этом, за предыдущий квартал по результатам вынесенных постановлений о наложении штрафа в отчётном периоде взыскано 289 590 рублей.

 Наибольшее количество постановлений о наложении штрафа выдано, привлечённым к ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть наиболее распространённым нарушением остается утверждение документации о закупке с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. А также по фактам необоснованных отказов либо допусков к участию в закупке по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, по ч.4 ст. 7.32 –по фактам незаконного заключения дополнительных соглашений к государственному (муниципальному) контракту, а также по ч. 1.4 ст. 7.30 – по фактам размещение информации в ЕИС с нарушением требований Закона №44-ФЗ (это в основном  нарушение сроков размещения информации и документов, предусмотренных законодательством о контрактной системе либо размещение противоречивой информации и т.д.), имеются и административные составы, предусмотренные ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ- в случае, если заказчиком не направлены, направлены несвоевременно или недостоверно направлены сведения о контракте в орган, уполномоченный за ведение реестра контрактов, то должностному лицу заказчика грозит штраф 20 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ).

 Кроме того, появился относительно новый административный состав, предусмотренный ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), в т.ч. неисполнение обязанности обеспечить авансирование, предусмотренное государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ). Если должностное лицо, которое уже подвергалось ранее административному наказанию за нарушение срока и порядка оплаты, повторно совершит указанное правонарушение, ему грозит дисквалификация на срок от одного года до двух лет (ч. 2 ст. 7.32.5 КоАП РФ).

В УФАС по РК также имеется практика применения данной нормы, на сегодняшний день вынесено 1 постановление, не обжалуется.

             Что касается судебной практики Калмыцкого УФАС России, то на сегодняшний день, в суде обжалуется 8 комиссионных решений и 5 предписаний, 3 обжалуется в вышестоящие органы.

Наверх