Какие нормативные акты может принять орган местного самоуправления для стимулирования субъектов малого и среднего предпринимательства?
На данный вопрос нельзя ответить точно.
Например, ФАС России рекомендует:
- Неукоснительное соблюдение норм действующего законодательства, регулирующих государственные закупки;
- Системный подход к разъяснительной работе с субъектами малого предпринимательства и СОНКО на предмет их возможности участия в госзакупках (семинары, совещания, круглые столы и т.д. на постоянной основе);
- Изучение и применение положительного опыта других субъектов РФ в данной сфере;
- Принятие нормативных (либо ненормативных) актов на уровне субъекта РФ, стимулирующих данные организации для участия в торгах на госзакупки;
- Утверждение типового положения об организации закупочной деятельности ГАУ (МАУ) с установлением ограничения закупок у единственного поставщика. (ФЗ №223)
Также в справке по оптимизации закупочной деятельности в субъектах РФ ФАС России говорит о следующем. В настоящее время Закон 223-ФЗ не содержит четкую регламентацию процедур закупок, осуществляемых не у субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволяет заказчикам самостоятельно определять порядок осуществления закупки, а также устанавливать требования к участникам закупки, что негативным образом отражается на прозрачности закупочных процедур и конкуренции при осуществлении закупок.
Указанные обстоятельства снижают эффективность расходования бюджетных средств и увеличивают риски коррупционных злоупотреблений при осуществлении закупок.
Вместе с тем, Закон 223-ФЗ (ч.2.1 ст.2) позволяет субъекту РФ или муниципалитету утвердить типовое положение о закупке для подведомственных ему заказчиков, что обеспечивает единообразие проведения всех процедур, упрощает систему контроля за закупками, снижает коррупционные риски.
Также ч. 6.1 ст. 5.1 Закона 223-ФЗ дает возможность субъекту РФ или муниципалитету осуществлять ведомственный контроль за исполнением заказчиками требований нормативных правовых актов в сфере закупочной деятельности.
Внедрение региональных стандартов закупочной деятельности для заказчиков, работающих по нормам Закона 223-ФЗ позволит сформировать единые правила корпоративных закупок, в том числе унифицировать способы закупки, установить требования к участником закупки, исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком, порядок обоснования начальных (максимальных) цен контрактов.
Внедрение региональных стандартов позволит повысить эффективность расходования денежных средств, уровень конкуренции на закупках, а также снизить риски коррупционных злоупотреблений при осуществлении закупок.
Типовое положение о закупке может быть использовано, в том числе в качестве инструмента поддержки СМП.
Следует отметить, что в 2015 году в целях повышения открытости и прозрачности закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, а также увеличения количества участников закупки, развития конкуренции ФАС России разработан Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, включающий предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности.
Стандарт закупок основан на административной практике, а также на лучших практиках применения положений Закона 223-ФЗ. Стандарт содержит основные подходы ФАС России к оценке закупочной деятельности заказчиков.
Стандарт не имеет статуса общеобязательного нормативного правового акта, вместе с тем, может быть использован при разработке региональных стандартов осуществления закупочной деятельности.
Расширение доступа СМП к закупкам.
Закон 223-ФЗ рамочно регулирует закупочную деятельность отдельных видов юридических лиц.
Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке устанавливаются заказчиками самостоятельно, в связи с чем при подготовке заявки необходимо руководствоваться требованиями и формами документов, предусмотренными документацией о закупке, установленными заказчиками по своему усмотрению.
В настоящее время имеют место случаи установления заказчиками избыточных требований как к участнику закупки (например, о наличии связи с производителем или наличие опыта поставки товаров), так и к содержанию, оформлению заявки, обязательному наличию в ее составе справок, сертификатов, выписок, срок получения которых в уполномоченных органах сопоставим со сроком подачи заявок, что приводит к невозможности участия в такой закупке и сокращению количества участников закупки, влечет дополнительную административную нагрузку на участников закупки, а также отклонение заявок по формальным признакам.
В целях обеспечения доступности участия в торгах СМП и расширения возможностей СМП участвовать в закупках предлагаем на региональном уровне при разработке типового положения о закупке установить специальный режим осуществления закупок, участниками которых могут быть только СМП. В частности, предусмотреть единый ограниченный набор требований как к участнику закупки, так и к составу заявки.
Установление единых требований к составу заявки при проведении закупок среди СМП позволит исключить произвольное установление заказчиками требований к составу и содержанию заявок, обеспечит расширение доступа СМП к закупкам, снизит коррупционные риски.